Раньше у каждого рачительного хозяина хранилось множество баночек и тюбиков со смазочными веществами. Заедала запорная система в квартирной двери — применяли смазку для замков, огрубели и перестали прилегать резиновые уплотнители — использовали специальное смазочное вещество для резины. Сейчас все не так. Эти материалы в быту заменил один маленький, но очень полезный баллончик.
Универсальная смазка в виде спрея применяется как хорошо проникающий в механизм/ удаляющий заедание в замках «жидкий ключ», ею же смазывают резиновые уплотнители и другие элементы/ подвижные трущиеся пары. Но наиболее широкое распространение смазочные вещества получили у автомобилистов, имеющих не новые ТС, владельцев велосипедов/ мотоциклов/ мопедов. Разные пары, где происходит трение, работают в различных условиях, поэтому и приходится использовать специальные масла, твердые и газообразные вещества.
Определение и виды смазок
Смазочные вещества – материалы в виде жидкостей, аэрозолей, порошков, предназначенные для уменьшения трения, снижения износа в двигающихся кинематических парах или при обработке деталей. Существуют специальные и универсальные смазки. Смазочные вещества могут иметь органическое происхождение, минеральную основу или получаться путем синтеза из органики и неорганического сырья.
Аэрозоль — дисперсная взвесь твердых частиц в газовой среде малой вязкости. Двухфазные аэрозольные системы состоят из паров концентрата, находящихся в пропелленте (выталкивающем газе). Капельки из-за броуновского движения и неустойчивого состояния быстро переходят в другое агрегатное состояние, объединяются в более крупные частицы и выпадают на поверхность. В трехфазных аэрозолях вещество-пропеллент находится в жидкой фазе и не смешивается с концентратом в виде раствора.
Полезные свойства смазочных материалов
Смазка должна хорошо выполнять свои функции. Для определения особенностей того или иного смазочного материала применяют ряд показателей. По этим критериям и выбирают подходящее вещество.
Свойства:
Консистенция/ густота. Смазывающее трущиеся части вещество не должно вытекать и в то же время не быть слишком твердым, поскольку тогда не попадет внутрь узла. Густота измеряется погружением прибора (пенетрометра) в смазку. Чем глубже погружается конус измерительного инструмента, тем мягче материал.
Вязкость. Чем выше этот показатель, тем хуже для кинематической пары. Вещество становится гуще и перестает исполнять проникающую в узел роль.
Стойкость к повышенным температурам. При достижении температурного режима каплепадения смазка становится жидкой. Но некоторые смазочные вещества расслаиваются на составные части и при меньшей температуре. Другие материалы, наоборот при температурных колебаниях термоупрочняются, тем самым теряя противодействующие трению качества.
Морозоустойчивость. Вещество при пониженной температуре должно течь, а не загустевать. При достижении предела устойчивости к морозу материал либо расслаивается, либо замерзает/ твердеет. В любом случае теряет свои смазывающие свойства.
Механическая и физико-химическая стабильность. Это противостояние изменению свойств вследствие деформации, испарения/ расслоения, окисления.
Водостойкость. Смазка не должна смываться водой, позволять водяным брызгам проникать внутрь узла.
Высокая адгезия. Сцепление со смазываемой поверхностью — важное качество. Такая смазка не сотрется и не смоется.
Устойчивость к коррозии. Смазочное вещество сохраняет металлические части от агрессивного воздействия внешней среды, не оказывает пагубного действия на прилегающие поверхности.
Виды и классы смазок
Таблица 1 Классификация смазочных веществ
Назначение
Область применения
Масла
Промышленные
Консервация узлов машин, смазывание пар, уплотнение примыканий, как теплоноситель, охлаждающая жидкость, вынос отходов при обработке на станках
Пищевые
Агрегаты, используемых при приготовлении продуктов питания, где есть вероятность попадания в пищу
Гидравлические
Рабочий орган гидравлики
Трансмиссионые/ редукторные
Механизмы для передачи/ изменения передаточного числа/ отношения (редуктор, коробка передач, трансмиссия),
Моторные
Тепловые двигатели, где энергия, образующаяся при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу
Смазки
Электропроводящие
Защита от коррозии, уменьшение сопротивления электрических контактов
Консистентные
Там, где нельзя использовать жидкие смазки
Агрегатное состояние
Газообразные
Жидкие
Полужидкие
Полутвердые
Твердые
Удобство и опасность смазок в аэрозолях
Смазка в аэрозольном баллончике — распространенная форма смазочных веществ, содержащих силикон. Спрей легко наносить, не нужны дополнительные инструменты. Поэтому многие владельцы авто постоянно возят с собой в машине такой удобный аэрозоль. Ведь, например, при выдавливании силиконового геля из тюбика приходится прикладывать значительные усилия или использовать монтажный пистолет.
Смазки с тефлоном обладают уникальными свойствами. Тефлоновое покрытие, нанесенное из баллончика, отлично защищает сопрягаемые поверхности благодаря низкому коэффициенту трения. Смазки с тефлоном применяют для обработки высокоскоростных узлов и деталей.
Но у аэрозоля есть и недостатки. Баллончики следует ограждать от механического воздействия и повышенных температур. Кроме того, при распылении смазки часть вещества попадает на рядом расположенные поверхности, которые не нуждаются в обработке. Увеличивается расход материала, приходится протирать места, куда зря попал спрей.
Итак, без смазочных материалов не обойтись. Универсальные смазки в аэрозольных баллончиках удобны и распространены. Но в современном механизированном мире слишком много разных по назначению устройств, поэтому приходится использовать разнообразные смазочные вещества в различном агрегатном состоянии.
Содержание:
Раньше у каждого рачительного хозяина хранилось множество баночек и тюбиков со смазочными веществами. Заедала запорная система в квартирной двери — применяли смазку для замков, огрубели и перестали прилегать резиновые уплотнители — использовали специальное смазочное вещество для резины. Сейчас все не так. Эти материалы в быту заменил один маленький, но очень полезный баллончик.
Универсальная смазка в виде спрея применяется как хорошо проникающий в механизм/ удаляющий заедание в замках «жидкий ключ», ею же смазывают резиновые уплотнители и другие элементы/ подвижные трущиеся пары. Но наиболее широкое распространение смазочные вещества получили у автомобилистов, имеющих не новые ТС, владельцев велосипедов/ мотоциклов/ мопедов. Разные пары, где происходит трение, работают в различных условиях, поэтому и приходится использовать специальные масла, твердые и газообразные вещества.
Определение и виды смазок
Смазочные вещества – материалы в виде жидкостей, аэрозолей, порошков, предназначенные для уменьшения трения, снижения износа в двигающихся кинематических парах или при обработке деталей. Существуют специальные и универсальные смазки. Смазочные вещества могут иметь органическое происхождение, минеральную основу или получаться путем синтеза из органики и неорганического сырья.
Аэрозоль — дисперсная взвесь твердых частиц в газовой среде малой вязкости. Двухфазные аэрозольные системы состоят из паров концентрата, находящихся в пропелленте (выталкивающем газе). Капельки из-за броуновского движения и неустойчивого состояния быстро переходят в другое агрегатное состояние, объединяются в более крупные частицы и выпадают на поверхность. В трехфазных аэрозолях вещество-пропеллент находится в жидкой фазе и не смешивается с концентратом в виде раствора.
Полезные свойства смазочных материалов
Смазка должна хорошо выполнять свои функции. Для определения особенностей того или иного смазочного материала применяют ряд показателей. По этим критериям и выбирают подходящее вещество.
Свойства:
Виды и классы смазок
Таблица 1 Классификация смазочных веществ
Назначение
Область применения
Масла
Промышленные
Консервация узлов машин, смазывание пар, уплотнение примыканий, как теплоноситель, охлаждающая жидкость, вынос отходов при обработке на станках
Пищевые
Агрегаты, используемых при приготовлении продуктов питания, где есть вероятность попадания в пищу
Гидравлические
Рабочий орган гидравлики
Трансмиссионые/ редукторные
Механизмы для передачи/ изменения передаточного числа/ отношения (редуктор, коробка передач, трансмиссия),
Моторные
Тепловые двигатели, где энергия, образующаяся при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу
Смазки
Электропроводящие
Защита от коррозии, уменьшение сопротивления электрических контактов
Консистентные
Там, где нельзя использовать жидкие смазки
Агрегатное состояние
Газообразные
Жидкие
Полужидкие
Полутвердые
Твердые
Удобство и опасность смазок в аэрозолях
Смазка в аэрозольном баллончике — распространенная форма смазочных веществ, содержащих силикон. Спрей легко наносить, не нужны дополнительные инструменты. Поэтому многие владельцы авто постоянно возят с собой в машине такой удобный аэрозоль. Ведь, например, при выдавливании силиконового геля из тюбика приходится прикладывать значительные усилия или использовать монтажный пистолет.
Смазки с тефлоном обладают уникальными свойствами. Тефлоновое покрытие, нанесенное из баллончика, отлично защищает сопрягаемые поверхности благодаря низкому коэффициенту трения. Смазки с тефлоном применяют для обработки высокоскоростных узлов и деталей.
Но у аэрозоля есть и недостатки. Баллончики следует ограждать от механического воздействия и повышенных температур. Кроме того, при распылении смазки часть вещества попадает на рядом расположенные поверхности, которые не нуждаются в обработке. Увеличивается расход материала, приходится протирать места, куда зря попал спрей.
Итак, без смазочных материалов не обойтись. Универсальные смазки в аэрозольных баллончиках удобны и распространены. Но в современном механизированном мире слишком много разных по назначению устройств, поэтому приходится использовать разнообразные смазочные вещества в различном агрегатном состоянии.